Музейное созвездие Рязани

5. Общежитие духовной семинарии

Далее нас встречает здание, рядом с которым мы видим уменьшенную копию Эйфелевой башни. Шестая городская школа специализированная, с углубленным изучением французского языка. А когда-то в этом здании располагался пансион Рязанской духовной семинарии. Что интересно, адрес школы – Соборная, 6. Кстати, в Рязани есть ещё одна школа, у которой фактический адрес совпадает с номером. Это детская музыкальная школа номер пять, расположенная на улице Гоголя, 5.

Старожилы говорят, что когда-то здание школы украшало такое же кованное чугунное крыльцо, как и у гимназии номер два. При реконструкции школы в начале 90-х прошлого века крыльцо исчезло.

Обратите внимание на дом номер семь, напротив школы, на другой стороне улицы. Один из редких образцов деревянной застройки Рязани, сохранивший внешний облик без изменений. Что радует, фасад дома не изуродован пластиковыми окнами.

Прямо за зданием школы – остатки одноэтажного деревянного дома. В девятнадцатом веке здесь жили три сестры – Надежда, София и Прасковья. Две старшие сестры родились в один день, 1 июня, но с разницей в четыре года и обе прославились на литературном поприще. Младшая, Прасковья, тоже не осталась чужда писательству и написала биографию своей сестры Надежды.

Надежда Хвощинская достаточно рано начала писать и публиковаться, а когда в 1856 году семья осиротела, ее гонорары спасли Хвощинских от нищеты. Надежда подписывала свои повести и рассказы разными псевдонимами, самый известный из них – В. Крестовский. Литература тогда неохотно принимала в свой круг образованных женщин, и приходилось прятаться под мужской фамилией. Но вот незадача – вскоре начал публиковать свои романы и очерки трущоб писатель Всеволод Крестовский. И Надежде Хвощинской пришлось подписываться: В. Крестовский – псевдоним.

Младшая её сестра Софья воспитывалась в Московском Екатерининском институте. Преподаватели отмечали литературное дарование девушки, но Софья вынуждена была вернуться в семью. Она увлекалась живописью еще в институте и теперь продолжила свои занятия. Ее работы практически не сохранились, но многие знакомые называли их очень даже удачными.

Софья Дмитриевна после смерти отца хотела было уехать работать в Самару – начальницей гимназии, но старшая сестра ее отговорила, предложила обратиться к литературным занятиям. И Софья тоже начала писать под псевдонимом Ив. Весеньев. Печаталась в «Отечественных записках», «Русском вестнике», «Библиотеке для чтения», ее эмоциональные, ироничные тексты были замечены читающей публикой.

Именно Софья Дмитриевна Хвощинская похоронена в одной из могил, сохранившихся в некрополе Спасского монастыря, расположенного на территории Рязанского кремля.

Старожилы говорят, что в этом здании жил первый рязанский рентгенолог Павел Эммерихович Штейнлехнер, выпускник Венского университета. В конце 1919 года Рязанский губернский комиссариат здравоохранения принял постановление о создании в Рязани «Амбулаторной группы борьбы с детским туберкулёзом». С этого момента и берёт своё начало история противотуберкулёзного диспансера и всей противотуберкулёзной службы области. Заведующим амбулаторией был назначен выпускник Венского университета Павел Эммерихович Штейнлехнер. Амбулатория размещалась в доме Савичева на Сенной площади (ныне площади Маргелова) и занимала всего четыре комнаты, поэтому лаборатория и рентгеновский аппарат, привезённый из Вены, находились на квартире Штейнлехнера. Выйдя в 1960 году на пенсию он получил привилегию заниматься частной медицинской деятельностью. Существовало предание о том, что Павел Эммерихович часто бесплатно лечил городских детей, помогая таким образом семьям. А ещё старожилы говорят, что именно Павел Эммерихович стал прототипом доктора Корша, вылечившего ушастого в рассказе Паустовского «Заячьи лапы». ♥

Перейти к следующему объекту